Республиканская экспериментальная площадка по теме
«Создание социально-педагогических условий формирования у дошкольников навыков безопасного поведения»
БЕЗОПАСНЫЙ МИР ДЛЯ ДЕТЕЙ
Какой он, этот безопасный мир…Может быть это мир, где все «опасное» лежит на своих местах, а дети как азбуку наизусть знают правила безопасности?
А может это мир, где взрослые не на минуту не оставляют без внимания своих детей и каждую минуту говорят важные слова: «не трогай», «не бери», «не ходи», «не ешь»…
Окружающий мир такой, как он есть, но мы считаем, что в наших силах научить малыша счастливо жить в этом Мире.
И за это отвечаем мы с вами, взрослые! Безопасность – это не свод скучных правил!
Учить безопасному поведению – это значит учить ребенка общаться, понимать свое настроение, дружить, развивать у него память , внимание, мышление.
Безопасное поведение - это труд. Но важно, чтобы ребенок понимал, для чего нужно «трудиться» - запоминать правила, распознавать ситуации, рассказывать обо всем свои родителям! Это ему нужно, чтобы быть счастливым! Поможем? Да!
Педагоги детского сада № 6
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Республиканской экспериментальной площадки по теме
«Социально педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения»
Опыт работы коллектива детского сада по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения
Конструирование "Пожарно-спасательный комплекс"
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2011 год (май – ноябрь) – подготовка документов на получение статуса Республиканской экспериментальной площадки
2011 год (декабрь) - прошли экспертизу на экспертном совете МО и Н УР и получили статус Республиканской – экспериментальной площадки
2011-2012 учебный год – создали творческую группу по разработке системы работы по теме эксперимента. Реализовали два долгосрочных проекта «Школа юного спасателя» и «Путешествие по стране Безопасности».
2012-2013 учебный год - активно работала творческая группа педагогов. Начал работу агиттеатр «Светлячок», на базе младшей группы организован детско-родительский клуб «Забота». Воспитатели старшей группы реализуют проект «Малышам о безопасности». Обобщен и распространен опыт работы по проекту «Школа юного спасателя».
Педагоги детского сада обобщают опыт работы с детьми по теме в рамках защиты на 1 квалификационную категорию.
2012 год ( ноябрь) – проведен семинар для руководителей ДОУ г. Воткинска «Организация в ДОУ республиканской экспериментальной площадки»
2012 год ( декабрь) – представлен опыт работы по проблеме на КПК в ИПК и ПРО УР ( для дошкольных работников республики)
2013 год - заведующая ДОУ Пестерева О.В. выступила с опытом работы на пленарном заседании конференции «Защита детства» в ИПК и ПРО УР
2013 год (август) – в газете «Воткинские вести» выходит статья об опыте работы ДОУ в рамках РЭП.
2013-2014 учебный год - педагоги ДОУ осуществляют поиск новых подходов к созданию условий для формирования у детей навыков безопасного поведения. Приоритетные направления – это совместная деятельность с семьей и использование интерактивных технологий для повышения эффективности образовательного процесса. Опыт клубной деятельности (ДРК «Забота») внедряет на другой группе, реализуется проект «Информационная студия: детско-родительский журнал «Забота»», новые постановки осуществляет агиттеатр «Светлячок», разрабатывается концепция музея Безопасности.
2013 год (декабрь) – проведен республиканский семинар для педагогов дошкольных учреждений Удмуртии «Социально-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения».
2014 год (январь) - заведующая ДОУ Пестерева О.В. выступила с опытом работы на итоговом совещании ГУ МЧС УР в городе Воткинске «Социальное партнерство с МЧС как ресурс развития ДОУ»
2014 год (апрель) - городской семинар для старших воспитателей ДОУ «Организация работы республиканской экспериментальной площадки ДОУ».
Республиканская экспериментальная площадка
Опыт работы МБДОУ детского сада № 6
по формированию у дошкольников
навыков безопасного поведения
«Забота о безопасности»
Безопасность детей – забота взрослых…Особенно, если речь идет о детях дошкольного возраста. Перед педагогами и родителями стоит задача: как перевести неинтересные, на первый взгляд, нравоучения о правилах поведения на «детский» язык, как мотивировать ребенка на выполнение этих правил, как подготовить к жизни в мире взрослых людей ? Эту проблему успешно решает наше дошкольное учреждение. В 2012 году мы представили инновационный проект на Экспертном Совете МО и Н УР по теме: «Создание социально-педагогических условий для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения» и получили статус республиканской экспериментальной площадки.
Особенность нашей работы заключается в том, что педагогическому коллективу удалось создать в ДОУ новую образовательную среду, используя потенциал социального партнерства, как внутреннего, так и внешнего. Наши социальные партнеры - это представители ведомства МЧС в городе Воткинске, родители воспитанников, сотрудники учреждений дополнительного образования детей и другие заинтересованные лица. Взаимодействие с социальными партнерами строиться по ряду направлений: развитие материальной, методической базы, интеграция в образовательный процесс кадровых, технических ресурсов и совместные творческие проекты. На практике за этими словами стоит система интересных занимательных дел для воспитанников, хорошо оборудованная развивающая среда и, конечно, непосредственное общение с людьми такой профессии как спасатели.
Ежегодно мы реализуем проект «Школа юного спасателя» на базе подготовительной к школе группы. Модель «школа», как сценарий социализации воспитанников, выбрана с учетом мотивации детей на будущее школьное обучение. Идея проекта – это создание детско-взрослого сообщества с использованием потенциала внутреннего и внешнего социума. Суть деятельности заключается в следующем: значимые для ребенка взрослые в совместной с ним деятельности передают ему социальный опыт, вступают в деловое сотрудничество. Мотивацией детей к усвоению норм и правил безопасного поведения становиться желание быть похожими на образец, в качестве которого выступает взрослый - пожарный-спасатель.
Проект «Школа юного спасателя» носит практико-ориентированный характер, продолжительность с сентября по май учебного года. Для реализации проекта создается творческая группа педагогов, которая изучает потенциала социума, определяет и планирует степень участия в проекте всех участников педагогического процесса (представителей социума, родителей, сотрудников детского сада, заинтересованных лиц). Обязательное условие реализации проекта – это сотрудничество с пожарной частью населенного пункта.
Гордость детского сада – это и музей «Профессия отважных», который создан благодаря ПЧ № 14 города Воткинска. Использование технологии музейной педагогики позволяет нам использовать потенциал музея для включения родителей жизнь детского сада, в наше совместное движение за безопасность детей.
Традицией стало проведение совместно с сотрудниками МЧС спортивной игры «Школа безопасности» с привлечением пожарной техники. Главная игра проводиться накануне праздника 9 МАЯ. В этот день на территории детского сада разворачивается палаточный городок, полоса препятствий, медпункт, импровизированная «огневая» полоса, столовая.
Сегодня творческая группа педагогов постоянно находиться в поиске новых форм работы. Наш девиз - «Жить безопасно, интересно и весело!». И вот результаты! Музыкальным руководителем Соколовой Ю.В. создан агиттеатр «Светлячок». Задача театра - пропаганда знаний о безопасном поведении средствами музыкально-театрализованной деятельности. Это творческое содружество детей, педагогов, родителей, социальных партнеров и бывших выпускников. В репертуаре театра авторские разработки «Как Маша и Витя сказки от огня спасали», «Истории про Сашу, Машу и умную книгу нашу», в которых юмор сочетается с серьезным разговором и безопасной жизни маленького человека. Линия развития сюжета каждой постановки строиться вокруг двух детей, мальчика и девочки, которые попадают в разные опасные жизненные ситуации, но рядом с ними всегда оказывается персонаж, который помогает им и дает правильные советы.
Интересным делом заняты и старшие дошкольники, которые под руководством своих воспитателей Костиной Е.Ю. и Кузнецовой С.М. активно в течение учебного года обучают малышей безопасному поведению: ставят спектакли, разучивают игры, изготавливают книжки, атрибуты к играм.
А вот для того, чтобы научить родителей взаимодействию с ребенком для передачи ему необходимых знаний по безопасному поведению, воспитатели Павлова О.С. и Ильина Л.В. организовали в группе детско-родительский клуб «Забота». Разработана эмблема, девиз, концепция и философия детско-взрослого сообщества. В инновационный банк детского сада эти творческие педагоги положили пошаговые разработки заседаний клуба на учебный год. Интересная форма работы - это клуб выходного дня на территории пожарной части. Для детей и их родителей сотрудники части устроили показательные выступления на огневой полосе, провели экскурсию и познакомили с устройством своего «безопасного дома».
Новый учебный год в экспериментальной группе начался с открытия проекта «Информационная студия: детско-родительский журнал «Забота». Воспитатели представили родителям макет журнала, а семьи объединились для разработки рубрик в небольшие группы. Презентация первого выпуска журнала прошла в торжественной обстановке. Журнал издается один раз в месяц и посвящен одной из проблем формирования у детей навыков безопасного поведения «Ребенок дома», «В кругу семьи», «Детям о пожарной безопасности», «Ребенок на улице», «Здоровый малыш». Электронная версия журнала размещается на сайте группы. Преимущества такого взаимодействия с родителями заключается в том, дети, родители и педагоги объединяются в единый коллектив, в единое сообщество и разговор о безопасности принимает интересную, современную форму.
А в декабре 2013 года на базе ДОУ был проведен Республиканский семинар «Социально-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения». Интерес у гостей семинара вызвала конструктивная деятельность в подготовительной группе «Пожарно-спасательный центр». Воспитанники совместно с педагогом собирали информацию о пожарных и спасателях, об условиях их работы, затем составили схему центра и уже на занятии смоделировали пространство , построили здания специального назначения и с удовольствием провели экскурсию по своему центру. Это тоже одно из направлений нашей экспериментальной работы: осуществить интеграцию задач формирования у детей навыков безопасного поведения в разные виды детской деятельности.
Впереди у нас новые планы, новые проекты. Мы хотим, чтоб детский сад имел свое «лицо», свою индивидуальность, стремимся создать достойные условия для социализации личности наших воспитанников. Думаем, что у нас это получается!