Инновационная деятельность в детском саду

Республиканская экспериментальная площадка по теме

«Создание социально-педагогических условий формирования у дошкольников навыков безопасного поведения»


БЕЗОПАСНЫЙ МИР ДЛЯ ДЕТЕЙ 

 

Какой он, этот безопасный мир…Может быть это мир, где все «опасное»  лежит на своих местах, а дети как азбуку наизусть знают правила безопасности? 

А может  это мир, где взрослые не на минуту не оставляют без внимания своих детей и каждую минуту говорят важные слова: «не трогай», «не бери», «не ходи», «не ешь»…

Окружающий мир такой,  как он есть, но мы считаем, что в наших силах научить малыша счастливо жить в этом Мире.

И за это отвечаем мы с вами, взрослые! Безопасность – это не свод скучных правил!

Учить безопасному поведению – это значит учить ребенка общаться, понимать свое настроение, дружить,  развивать у него память , внимание, мышление.

Безопасное поведение  - это труд.  Но важно, чтобы ребенок понимал, для чего нужно «трудиться» - запоминать правила, распознавать ситуации, рассказывать обо всем свои родителям! Это ему нужно, чтобы быть счастливым! Поможем? Да!   

                                      Педагоги детского сада № 6  


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Республиканской экспериментальной площадки по теме

«Социально педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения»

Download
опыт работы педагогов.pdf
Adobe Acrobat Document 2.1 MB
Download
Информационная карта РЭП (3).docx
Microsoft Word Document 20.7 KB


Наша система работы

Опыт работы коллектива детского сада  по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения 

Download
перспективно-тематическая модель планиро
Adobe Acrobat Document 140.8 KB
Download
Школа безопасности.pdf
Adobe Acrobat Document 1.2 MB
Download
КВН Колесо безопасности педагоги.pdf
Adobe Acrobat Document 951.8 KB

Фотоальбом республиканской экспериментальной площадки

Конструирование "Пожарно-спасательный  комплекс"


НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2011 год (май – ноябрь) – подготовка документов  на получение статуса Республиканской экспериментальной площадки

2011 год (декабрь)  -  прошли экспертизу на экспертном совете МО и Н УР и получили  статус  Республиканской – экспериментальной площадки

2011-2012 учебный год – создали творческую группу по разработке системы работы по теме эксперимента. Реализовали два долгосрочных проекта «Школа юного спасателя» и «Путешествие по стране Безопасности».

2012-2013 учебный год  -  активно работала  творческая группа педагогов. Начал работу агиттеатр «Светлячок», на базе младшей группы организован детско-родительский клуб «Забота». Воспитатели старшей группы реализуют проект «Малышам о безопасности». Обобщен и распространен опыт работы по проекту «Школа юного спасателя». 

Педагоги детского сада обобщают опыт работы  с детьми по теме в рамках защиты на 1 квалификационную категорию.

2012 год ( ноябрь) проведен  семинар для руководителей ДОУ г. Воткинска «Организация в ДОУ республиканской экспериментальной площадки»

2012 год ( декабрь) – представлен  опыт работы по проблеме на КПК в ИПК и ПРО УР ( для дошкольных работников республики)

2013 год  - заведующая ДОУ Пестерева О.В. выступила с опытом работы на пленарном заседании конференции «Защита детства» в ИПК и ПРО УР

2013 год (август) – в газете «Воткинские вести» выходит статья об опыте работы ДОУ в рамках РЭП.

2013-2014 учебный год  - педагоги ДОУ осуществляют поиск новых подходов к созданию условий для формирования у детей навыков безопасного поведения. Приоритетные  направления – это совместная деятельность с семьей и использование интерактивных   технологий для повышения эффективности образовательного процесса. Опыт клубной деятельности (ДРК «Забота»)  внедряет на другой группе, реализуется проект «Информационная студия: детско-родительский журнал «Забота»», новые постановки осуществляет агиттеатр «Светлячок», разрабатывается концепция музея Безопасности.  

2013 год (декабрь) – проведен республиканский семинар для педагогов дошкольных учреждений  Удмуртии «Социально-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста  навыков безопасного поведения».

2014 год (январь) заведующая ДОУ Пестерева О.В. выступила с опытом работы на итоговом совещании ГУ МЧС УР в городе Воткинске «Социальное партнерство с МЧС  как ресурс развития ДОУ»

2014 год (апрель)  -  городской семинар для старших воспитателей ДОУ «Организация работы республиканской экспериментальной площадки ДОУ». 

 


                                                                   Республиканская экспериментальная площадка

                                 Опыт работы МБДОУ детского сада № 6

                        по формированию у дошкольников

                    навыков безопасного поведения 

 

 «Забота о безопасности»

 

    Безопасность детей –  забота взрослых…Особенно, если речь идет о детях дошкольного возраста. Перед педагогами и родителями стоит задача: как перевести  неинтересные,  на первый взгляд,  нравоучения  о правилах поведения на «детский» язык, как мотивировать ребенка  на выполнение этих правил, как подготовить к жизни в мире взрослых людей ? Эту проблему успешно решает наше дошкольное учреждение. В 2012 году  мы  представили  инновационный проект на Экспертном Совете МО и Н УР по теме: «Создание социально-педагогических условий для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения» и получили статус республиканской экспериментальной площадки.

     Особенность нашей работы заключается в том, что педагогическому коллективу  удалось  создать в ДОУ новую образовательную среду,  используя потенциал социального партнерства, как внутреннего, так и внешнего. Наши социальные партнеры  - это  представители ведомства МЧС в городе Воткинске, родители воспитанников, сотрудники учреждений дополнительного образования детей и другие заинтересованные лица. Взаимодействие с социальными партнерами строиться по ряду направлений: развитие материальной, методической  базы, интеграция в образовательный процесс кадровых, технических ресурсов  и совместные творческие   проекты. На практике за этими словами стоит система интересных занимательных дел для воспитанников, хорошо оборудованная развивающая среда и, конечно, непосредственное общение с людьми такой профессии как спасатели.

    Ежегодно мы  реализуем проект «Школа юного спасателя» на базе подготовительной к школе группы. Модель «школа», как сценарий социализации воспитанников, выбрана с учетом мотивации детей на будущее школьное обучение. Идея проекта – это создание детско-взрослого сообщества с использованием потенциала внутреннего и внешнего социума. Суть деятельности  заключается в следующем: значимые для ребенка взрослые в совместной с ним деятельности передают ему социальный опыт, вступают в деловое сотрудничество.   Мотивацией детей  к усвоению норм и правил безопасного поведения   становиться желание быть похожими на образец, в качестве которого выступает взрослый -  пожарный-спасатель.

    Проект «Школа юного спасателя» носит практико-ориентированный характер, продолжительность с сентября по май учебного года. Для реализации проекта создается творческая группа педагогов, которая изучает потенциала социума, определяет   и планирует   степень участия в проекте всех участников педагогического процесса (представителей социума, родителей, сотрудников детского сада, заинтересованных лиц). Обязательное условие реализации проекта – это сотрудничество с пожарной частью населенного пункта.

    Гордость детского сада – это и  музей «Профессия отважных», который создан благодаря  ПЧ № 14 города Воткинска. Использование технологии музейной педагогики позволяет нам использовать потенциал музея для включения родителей жизнь детского сада, в наше совместное движение за безопасность детей.                                                                                             

   Традицией стало проведение совместно с сотрудниками МЧС  спортивной игры «Школа безопасности» с привлечением пожарной техники.  Главная игра проводиться накануне праздника  9 МАЯ. В этот день на территории детского сада  разворачивается палаточный городок, полоса препятствий, медпункт, импровизированная «огневая» полоса, столовая.  

    Сегодня творческая группа педагогов постоянно находиться в поиске новых форм работы. Наш девиз  - «Жить безопасно, интересно и весело!». И вот результаты!   Музыкальным  руководителем  Соколовой Ю.В.  создан агиттеатр «Светлячок».  Задача театра - пропаганда знаний о безопасном поведении средствами музыкально-театрализованной деятельности. Это творческое  содружество детей, педагогов, родителей, социальных партнеров и бывших выпускников. В репертуаре театра авторские разработки «Как Маша и Витя сказки от огня спасали», «Истории про Сашу,  Машу и умную книгу нашу»,  в которых юмор сочетается с серьезным разговором и безопасной жизни маленького человека. Линия развития сюжета каждой постановки строиться вокруг двух детей, мальчика и девочки, которые попадают в разные опасные жизненные ситуации, но рядом с ними всегда оказывается персонаж, который помогает им и дает правильные советы.   

    Интересным делом заняты и старшие дошкольники, которые  под руководством своих воспитателей Костиной Е.Ю. и Кузнецовой С.М. активно в течение  учебного года обучают малышей безопасному поведению: ставят спектакли, разучивают игры, изготавливают книжки,  атрибуты к играм.

    А вот для того, чтобы научить родителей  взаимодействию с ребенком для передачи ему необходимых знаний по безопасному поведению,  воспитатели Павлова О.С.  и Ильина Л.В. организовали в группе детско-родительский клуб «Забота». Разработана эмблема, девиз,  концепция и философия детско-взрослого сообщества. В инновационный банк детского сада эти творческие педагоги положили пошаговые разработки заседаний клуба на учебный год. Интересная форма работы  - это клуб выходного дня на территории пожарной части. Для детей и их родителей сотрудники части устроили показательные выступления на огневой полосе, провели экскурсию и познакомили с устройством своего «безопасного дома».  

    Новый учебный год в экспериментальной группе начался с открытия проекта «Информационная студия: детско-родительский журнал «Забота». Воспитатели представили родителям макет  журнала, а семьи  объединились для разработки рубрик в небольшие группы. Презентация первого выпуска журнала прошла в торжественной обстановке.  Журнал издается один раз в месяц и посвящен одной из проблем формирования у детей навыков безопасного поведения «Ребенок дома», «В кругу семьи», «Детям о пожарной безопасности», «Ребенок на улице», «Здоровый малыш». Электронная версия журнала размещается на сайте группы. Преимущества такого взаимодействия с родителями заключается в том, дети, родители и педагоги объединяются в единый коллектив, в единое сообщество и  разговор о безопасности принимает интересную, современную форму.

   А в декабре 2013 года на базе ДОУ был проведен Республиканский семинар «Социально-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения». Интерес у гостей семинара вызвала конструктивная деятельность  в подготовительной группе «Пожарно-спасательный центр». Воспитанники совместно с педагогом собирали информацию о пожарных и спасателях, об условиях их работы, затем  составили схему центра и уже  на занятии   смоделировали пространство , построили здания специального назначения и с удовольствием провели экскурсию по своему центру. Это тоже одно из направлений нашей экспериментальной работы: осуществить интеграцию задач формирования у детей навыков безопасного поведения в разные виды детской деятельности.

    Впереди у нас новые планы,  новые проекты. Мы хотим, чтоб детский сад имел свое «лицо», свою индивидуальность,  стремимся создать достойные условия  для социализации личности наших воспитанников.  Думаем, что у нас это получается!